3 Содержание Пояснительная записка 3 Паспорт Программы развития школы 4 1. Информация об образовательной организации 9 2. Анализ потенциала развития школы 12 3. Концепция развития школы 17 Модель школы – 2024 20 Модель педагога школы – 2024 Модель выпускника школы- 2024 21 21 4. Основные направления реализации программы развития школы 4.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии 4.2. Повышение качества образования 23 23 25 4.3. Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся 26 4.4. Сохранение и укрепление физического и психического 30 здоровья детей в процессе обучения 4.5. Развитие информационной среды школы 32 4.6. Инклюзивное образование в школе 34 4. 7. Развитие системы государственно-общественного управления 39 5. Система мер по минимизации рисков реализации Программы 41 6. Ожидаемые результаты реализации Программы развития 42 7. Механизм управления реализацией Программы развития 43 4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа развития муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Первомайское Нижнесергинского района Свердловской области (далее – Программа или Программа развития) является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления развития школы на период с сентября 2020 года до 2025 года в логике современной государственной образовательной политики и с учетом потенциала саморазвития образовательного учреждения. Программа подготовлена рабочей группой школы. В Программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов МКОУ СОШ с. Первомайское Нижнесергинского района Свердловской области, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Программа является инструментом управления, развитием образовательного процесса и учреждения в целом. Она предназначена для систематизации управления развитием школы, а также разработки и реализации комплекса мер, направленных на достижение школой качества образования, адекватного запросам современного российского общества, уровню развития педагогической науки и меняющимся социальноэкономическим условиям; на становление демократического уклада школы как действующей модели гражданского общества, которая призвана в конечном счете обеспечить достижение целей, поставленных в государственной программе Российской Федерации «Развитие Образования» на 2020 -2025 годы: цель 1 - качество образования, которое характеризуется: обеспечением глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождением Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. цель 2 - доступность образования цель 3 - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, 5 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ МКОУ СОШ с. Первомайское, Нижнесергинского района, Свердловской области Программа развития муниципального казённого учреждения средней Наименование общеобразовательного общеобразовательной школы с. Первомайское Программы Нижнесергинского района Свердловской области Тип программы Целевая Разработчики Администрация и педагогический коллектив программы Педагоги, учащиеся и родители Исполнители программы Совершенствование образовательного пространства в Цель соответствии с требованиями законодательства и с учетом Программы потребностей социума 1. Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, запросов семьи и общества. Обеспечение доступности и качества образования. 2. Совершенствование методов и технологий организации образовательного процесса для успешной социализации обучающихся, формирования различных компетенций. 3. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и Задачи талантливых детей. Программы 4. Совершенствование системы здоровьесбережения учащихся. 5. Обеспечение обучающихся с особыми образовательными потребностями равной доступности к образовательным ресурсам. Создание условий для инклюзивного образования и безбарьерной среды. 6. Совершенствование работы системы психологомедико-педагогического сопровождения образовательного процесса. 7. Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость 6 образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы. 8. Формирование и совершенствование педагогических компетенций, развитие кадрового потенциала школы. 9. Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников. Сроки реализации Программы Нормативноправовые основания для разработки Программы развития 2020 – 2025 гг. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Конвенция о правах ребенка; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г., №413); Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642; Национальный проект «Образование» на 2019 2024 годы; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 7 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями); Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 г № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурноспортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)»; Устав школы. Первый этап (2020 – 2021 учебный год) – аналитикопроектировочный: Проблемно-ориентированный анализ результатов реализации предыдущей Программы развития (20142020 гг.); Разработка направлений приведения образовательной системы школы в соответствие с задачами программы развития на 2020-2025 гг. и определение системы мониторинга реализации настоящей Программы. Этапы реализации Программы Второй этап (2020 - 2023 учебные годы) – реализующий: Реализация мероприятий плана действий Программы; Реализация ФГОС ООО и внедрение ФГОС СОО. Реализация образовательных и воспитательных проектов. Нормативно-правовое сопровождение реализации Программы развития; Осуществление системы мониторинга реализации Программы, текущий анализ промежуточных результатов. Третий этап (январь – июль 2025) – аналитикообобщающий: Итоговая диагностика реализации основных программных мероприятий; Анализ итоговых результатов мониторинга реализации Программы; Обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий; Определение целей, задач и направлений стратегии 8 1. 2. 3. Перечень направлений 4. 5. 6. 7. Перечень подпрограмм Ожидаемые результаты реализации Программы дальнейшего развития школы. ФГОС: образовательный стандарт в действии. Повышение качества образования. Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения. Развитие информационной среды школы. Инклюзивное образование в школе. Развитие системы государственно-общественного управления. «Цифровая образовательная среда» «Одаренные дети» «Воспитание» «Инклюзивное образование» «Социальная защита» инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям ФЗ-273, СанПиНов и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса; оснащение кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС; доступность не менее 95% учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам; 100 % педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям; не менее 35% педагогов будут работать по инновационным образовательным технологиям; не менее 80% педагогов будут иметь опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.); 100% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы сопровождения детей с ОВЗ; 9 Исполнители Порядок управления реализацией Программы Источники финансирования переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения на всех ступенях обучения; 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы по итогам государственной итоговой аттестации; 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью; 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физической культурой и спортом; успешная реализация инклюзивного образования в школе; в школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития); 100% использование электронных журналов; не менее 50% родителей (законных представителей) включены в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.). Коллектив школы, совет родителей (законных представителей), обучающиеся. Корректировка программы осуществляется Педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором. Бюджетное финансирование. 10 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Первомайское Нижнесергинского района Свердловской области. Учредитель: Управление образования администрации Нижнесергинского района. Почтовый адрес: Российская Федерация, 623061, Свердловская область, Нижнесергинский район, село Первомайское, ул. Ленина, 44 МКОУ СОШ с. Первомайское расположена в 30 километрах к северовостоку от г. Нижние Серги в относительном отдалении от культурных центров, вузов, промышленных предприятий. Образовательную деятельность МКОУ СОШ с. Первомайское осуществляет на основании Устава и лицензии. Школа расположена по соседству с другими образовательными учреждениями. В их числе МКОУ ООШ № 6 и МКОУ СОШ №13 п. г. т. Дружинино. В рамках совместной деятельности с перечисленными социальными институтами школа осуществляет мероприятия по обмену педагогическим опытом, повышению квалификации педагогов и осуществлению совместных образовательных проектов. Численность учащихся составляет 66 человек, при этом наблюдается динамика изменения количественного состава в сторону увеличения. В школе сформировано 10 классов-комплектов. Средняя наполняемость по каждой ступени обучения составляет 6 чел. Занятия проводятся в одну смену. При школе открыты две дошкольные разновозрастные группы с общей наполняемостью 30 человек. Педагогический коллектив школы включает в себя 14 человек, из них: 1 учитель Лузина Елена Николаевна- учитель истории награждена почетной грамотой Министерства просвещения РФ, 1 учитель Перминова С.В.- учитель начальных классов награждена в 2019 г.- Благодарственным письмом Законодательного Собрания Свердловской области за большой вклад в обучении и воспитании подрастающего поколения. Средний возраст составляет 44 года. Обучение в школе ведется в соответствии с разработанными и утвержденными рабочими программами. Успешная реализация этих программ обеспечивается наличием соответствующего методического сопровождения. Результаты обучения по итогам сдачи ЕГЭ и ОГЭ практически совпадают с результатами учебного года. Учащиеся школы становятся призерами международных, областных, муниципальных предметных олимпиад, конкурсов, соревнований. С 2011 года обучение на уровне начального общего образования ведется по федеральным государственным образовательным стандартам. В 2020 школа продолжает реализацию ФГОС СОО в штатном режиме. В педагогической концепции школы, положенной в основу программы развития, определены стратегические направления развития начальной, основной и средней школы. 11 Стратегическим направлением развития начального уровня образования в школе является создание таких психолого-педагогических условий, при которых у каждого ученика формируется установка, выражаемая в словах: «Моя школа». Основная задача начальной школы – создать условия, которые помогут начинающему свой образовательный путь ребёнку поверить, что учёба в школе может и должна быть для него успешной, интересной и привлекательной. Стратегическим направлением развития основного уровня образования в школе является создание таких психолого-педагогических условий, при которых у каждого ученика формируется установка, выражаемая в словах: «Школа успеха». Основная задача основной школы – создать такие условия, которые позволяют, сохранив общую эмоциональную положительную ориентацию на школу, помочь ученику освоить технологии успеха и достижений. Стратегическим направлением развития среднего образования в школе является создание таких психолого-педагогических условий, при которых у каждого ученика формируется установка, выражаемая в словах: «Я хочу учиться дальше». Основная задача средней школы – создать такие условия, при которых будет реализована идея осознанного и компетентного выбора учеником предпрофильной подготовки и профильного обучения, что является чрезвычайно значимым для организаторов образовательного процесса в школе по следующим причинам: – одним из важнейших результатов школьного образования должна стать готовность и возможность ученика (выпускника) к принятию ответственных жизненно важных решений; – обеспечить успешность наших выпускников в жизни и профессии мы можем, научив их активному взаимодействию с другими людьми, толерантности, способности вести диалог; – современная школа должна научить ученика объективно оценивать «себя в развивающемся мире» в сочетании с постоянным поиском возможностей самореализации». В школе ведется работа по укреплению здоровья учащихся и пропаганде здорового образа жизни. Материально-техническая база школы включает в себя 10 учебных кабинет, один спортивный зал, библиотеку, столовую, 1 компьютерный класс. На территории школы находится открытая спортивная площадка. Площадка у ниверсальная предназначена для проведения занятий и соревнований по легкой атлетике. Стадион расположен на территории школы, имеет цельное ограждение по периметру. На территории стадиона размещены футбольное поле, хоккейный корт и оборонно - спортивная полоса. 12 Учреждением создана нормативно-правовая база, регламентирующая образовательную деятельность. Учреждение имеет: Устав, принят общим собранием трудового коллектива, утвержден приказом Управления образования Нижнесергинского муниципального района от 02 ноября 2015 года №134-од Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 01 ноября 2011 года № 15779 серия 66 № 001856 бессрочная. Свидетельство о государственной аккредитации № 8828 от 29 декабря 2015 года серия 46 А 01 № 0002481 срок до 15 марта 2024 года. Локальные акты учреждения, учебные планы, основные образовательные программы для 1-4-х классов по ФГОС НОО; 5-9-х классов по ФГОС ООО; 10-х классов по ФГОС СОО, 11-х классов ФК ГОС, АООП, рабочие программы педагогов, планы воспитательной работы. Проектная наполняемость школы 192 ученических мест, наполняемость школы на момент разработки программы 66 человек: 10 классов. Кадровый состав в целом остается стабильным, достигшим достаточно высокого уровня профессионализма и ответственности за результаты своего труда. Количественный состав по уровню образования: Высшее – 9; Среднее профессиональное –5; 9 педагогов имеют 1-ю категорию; 2 педагога имеют соответствие занимаемой должности; В целях координации действий педагогического состава 100% педагогических работников прошли курсовую подготовку за последние три года. На протяжении ряда лет коллектив школы показывает стабильные результаты учебной работы. Качество обученности в целом по школе составляет 38%. Учителями внедряются в практику работы эффективные педагогические технологии: модульное обучение, информационно-коммуникационные технологии, технологии, развивающие творческие способности детей, проектная и исследовательская деятельность; проводятся предметные недели, участвуют в вебинарах от издательства «Российский учебник», «Просвещение», «Первое сентября». Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность информации о школе, информирование общественности, родителей не только через информационные стенды, но и через сайт школы МКОУ СОШ с. Первомайское. 13 2. АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Анализ деятельности школы выполнен в соответствии с требованиями к условиям, изложенными в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего, начального общего образования обучающихся с ОВЗ, основного общего и среднего общего образования соответственно. Для выявления потенциала развития образовательной системы школы был проведен анализ, который позволил выявить ее сильные и слабые стороны (внутренние факторы), перспективные возможности и риски ее развития (внешние факторы). Оценка внутреннего потенциала школы Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения Сильная сторона Слабая сторона Благоприятные Риски возможности Реализация направления «ФГОС: образовательный стандарт в действии» - Все классы уровня - Насыщенность - Привлечение - Нет начального общего урочной и родителей к существенной образования внеурочной участию в профессиональ обучаются по ФГОС деятельности, общешкольных ной поддержки НОО. потенциально мероприятиях; при освоении - Созданы условия возможные - Все педагоги ФГОС со для реализации перегрузки школы прошли КПК стороны ФГОС НОО; обучающихся, в по ФГОС; внешних - Обучающиеся 5 –9 сочетании с не - Внедрение партнеров, классов обучаются сформированным инновационных вследствие чего по ФГОС ООО. здоровым отдыхом технологий возможны - Обучающиеся 10 вне школы может развивающего угрозы классов обучаются вызывать обучения; допустимых по ФГОС СОО (с усталость у - Внедрение в ошибок; 01.09.2020) некоторых систему учащихся; воспитательной - При обновлении работы школы содержания технологии образования нет социального полноценной проектирования. поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная 14 активность и заинтересованност ь в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС; - У педагогов проявляется привычка работать «по старинке», присутствует страх перед реализацией ФГОС ООО, СОО - Консервативный подход некоторых педагогов по отношению к изменению системы обучения может вызвать трудности при внедрении ФГОС СОО; - Риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов. Реализация направления «Повышение качества образования» - В школе - Не все педагоги - Все педагоги - Отсутствие реализуется система школы готовы школы должного подготовки морально к своевременно контроля со обучающихся к изменению проходят КПК; стороны независимой оценке подходов к - Внедрение родителей качества обучению инновационных значительного образования; - Нежелание технологий числа - Создана система некоторых развивающего обучающихся; поощрения педагогов педагогов обучения. - низкий за качественную изменять формы социальный подготовку работы, подходы к уровень обучающихся к ГИА обучающимся; некоторых (система семей, низкий 15 стимулирующих уровень выплат педагогам); образовательны - Готовность х потребностей. педагогов к изменениям; - Возможность самообразования и повышения квалификации в очной и заочной, дистанционной формах. Реализация направления «Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся» - наличие опытного и - недостаточная -заинтересованность - риск потери обученного материальноразличных кадров; кадрового техническая социальных - изменение потенциала; оснащенность институтов концепций по - заинтересованность базы; (военный патриотическо педагогических - недостаточно комиссариат, МВД, му воспитанию. работников и высокий уровень местной власти) в учащихся в патриотического патриотическом патриотическом сознания воспитании воспитании; школьников в - отражение современное граждансковремя; правового сознания в урочной и внеурочной деятельности (проведение различных экскурсий, посещение музея, изучение личностей героев, участников ВОВ области, района) Реализация направления «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения» - Расписание, - Недостаточное - Привлечение - Перегрузка урочная и финансирование социальных учащихся внеурочная организации партнеров, урочной и деятельность, физкультурноспонсоров для внеурочной 16 кабинеты, оборудование соответствуют СанПиНам; - Регулярный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся; спортивных занятий разных видов спортивной деятельности. организации учащимся полноценного физического спортивного развития деятельностью; - Нездоровый образ жизни ряда семей Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой, просветительская работа педагогов, классных руководителей, учителей физической культуры и ОБЖ на темы здоровьесбережения, - Спортивная работа (спортивные мероприятия, проведение Дней здоровья); - Организация медицинских осмотров учителей; - Использование здоровьесберегающи х технологий во время уроков, качественное методическое сопровождение. Реализация направления «Развитие информационной среды школы» -Материально- Нежелание ряда - Высокая скорость Сбои в техническая база педагогов активно интернета. работе сети учреждения использовать ИКТ Интернет укомплектована, в своей Отсутствие пополняется новым деятельности; штатных 17 оборудованием; - Создана локальная сеть. - Создан сайт школы. -В школе работает значительное число возрастных педагогов, испытывающих трудности в освоении ИКТтехнологий. - Недостаточное оснащение рабочего места педагога компьютерной техникой. единиц для привлечения дополнительны х специалистов ИКТ-профиля, Недостаточнос ть финансовых ресурсов для активного развития материальнотехнической базы. Реализация направления «Инклюзивное образование» - Все педагоги - Нехватка - Участие в прошли курсы ПК по специалистов семинарах инклюзивному (социальный практикумах по образованию. педагог, психолог) инклюзивному Моральная образованию. неготовность ряда педагогов к принятию детей с ОВЗ. Реализация направления «Развитие системы государственно-общественного управления» - Наличие в школе - Редко -Перераспределение - Нежелание профессиональной обновляется обязанностей должным команды педагогов; коллектив членов коллектива; образом - Педагоги активно молодыми - Поиск новых работать с пользуются специалистами; идей и ресурсов; классными предметными - Некоторые - Возможность коллективами сайтами, Интернетклассные дистанционного приводит в ресурсами для руководители не в обучения ряде случаев к обогащения опыта, полной мере (вебинаров) для конфликтам во - Функционирование используют ресурс обогащения опыта и взаимоотношен Педсовета, родительской обновления знаний; иях педагогов и родительского общественности ученического комитета, органов при решении коллектива; ученического проблем - Сложности самоуправления организации взаимодействия образовательного с 18 процесса - Формализм в работе родительского комитета внебюджетным и организациями, коммерческими предприятиями для активации возможностей и поиска новых ресурсов Реализация направления «Усовершенствование материально- технической базы» - Создана - Недостаточное - Привлечение достаточная финансирование социальных Недостаточное материальнодля внедрения партнеров к внебюджетное техническая база для всех необходимых решению вопросов финансировани обеспечения требований ФГОС развития школы; е. достижения высокого ООО - Финансовая качества поддержка школы образования. за счет включения в различные адресные программы. Таким образом, в школе созданы достаточные ресурсы для перехода и реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования. Вместе с тем анализ показал, что необходимо продолжить работу по созданию и модернизации всех видов ресурсов, необходимых для эффективного перехода на ФГОС общего образования. Особенного внимания заслуживает деятельность по созданию совокупности ресурсов, необходимых для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Некоторые условия (виды ресурсов) школа в силах создать самостоятельно, другие виды ресурсов (дорогостоящих, эксклюзивных, затратных и пр.) в масштабах одной школы создавать нецелесообразно, а в некоторых случаях в условиях ограниченных ресурсов невозможно. 3. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Социально-педагогическая миссия школы состоит в создании образовательной среды, способной удовлетворить потребность субъектов образовательного процесса в доступном качественном образовании, соответствующем современным требованиям и способствующем развитию потенциала субъектов образовательного процесса. 19 Основная стратегическая цель Программы развития МКОУ СОШ с. Первомайское: совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума. Ведущими подходами для дальнейшего развития школы являются: - системный подход, в соответствии с которым школа рассматривается как открытая развивающая и развивающаяся система, гибко реагирующая на изменения внешней по отношению к ней среды; - стратегический подход, который предписывает осуществление деятельности по управлению школой на основе долгосрочного прогноза развития; - информационный подход, заключающийся в том, что управление школой по су своей сути является информационным процессом, состоящим из трех основных этапов: сбора информации о функционировании школы (элемент обратной связи), ее переработки и принятия управленческого решения (передачи командной информации от управляющей подсистемы к управляемой подсистеме); - мотивационно-ресурсный подход, предписывающий создание тех видов ресурсов, которые необходимы для реализации поставленных целей и задач. Именно осмысление ресурсного подхода позволяет найти пути создания необходимых условий для реализации основных образовательных программ путем организации сетевого взаимодействия образовательных и других учреждений и организаций. Федеральный закон от 29.12.2012 ФЗ-№273 «Об образовании в Российской федерации» (статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ») разрешает использование сетевых форм реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы. 20 Использование сетевых ресурсов для развития школы предполагает организацию ее взаимодействия со следующими учреждениями и организациями. № п/п Организация (полное наименование) 1 ДЮСШ г. Нижние Серги 2 Вид ресурса Назначение Спортивный зал Для проведения уроков физической культуры, организации внеурочной деятельности в рамках физкультурнооздоровительной направленности Для организации учебноисследовательской и проектной деятельности учащихся Районный музей г. Нижние Экспозиция Серги Для достижения указанной цели должны быть следующие стратегические задачи: 1. Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, запросов семьи и общества. Обеспечение доступности и качества образования. 2. Обеспечение поэтапного внедрения профессионального стандарта педагога в школе. 3. Привлечение молодых специалистов. 4. Совершенствование методов и технологий организации образовательного процесса для успешной социализации обучающихся, формирования различных компетенций. 5. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей. 6. Совершенствование системы здоровьесбережения учащихся. 7. Обеспечение обучающимся с особыми образовательными потребностями равной доступности к образовательным ресурсам. 21 Создание условий для инклюзивного образования и безбарьерной среды. 8. Совершенствование работы системы психолого-медикопедагогического сопровождения образовательного процесса. 9. Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы. 10.Формирование и совершенствование педагогических компетенций, развитие кадрового потенциала школы. 11.Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников. МОДЕЛЬ ШКОЛЫ – 2024 Настоящая программа развития предполагает, что в результате ее реализации, образовательная система школы будет обладать следующими чертами: 1) школа предоставляет учащимся качественное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных стандартов второго поколения, что подтверждается через независимые формы аттестации; 2) выпускники школы конкурентоспособны в системе высшего и среднего профессионального образования; 3) в школе существует/действует воспитательная система культурнонравственной и экологической ориентации, адекватная потребностям времени; 4) деятельность школы не наносит ущерба здоровью учащихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды; 5) в школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив; 6) педагоги школы применяют в своей практике современные технологии обучения; 7) школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы государственно-общественного управления школой; 8) школа имеет современную материально-техническую базу и пространственно-предметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов; 9) школа имеет широкие партнерские связи с системой дополнительного образования; 10) школа востребована потребителями, и они удовлетворены ее услугами, что обеспечивает ее лидерство на рынке образовательных услуг. 22 МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА ШКОЛЫ – 2024 Учитывая все вышеизложенное в предыдущих разделах, наиболее целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога: 1) наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога; 2) способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности; 3) стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов; 4) наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса; 5) наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности; 6) готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта; 7) освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков; 8) принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога; 9) наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции; 10) сформированность теоретических представлений о системнопедагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности; 11) осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА - 2024 года. Перспективная модель выпускника школы строится на основе Национального образовательного идеала - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, 23 укорененный в духовных и культурных традициях российского народа и ориентирована на его готовность к самореализации в современном мире. В понятии готовность отражается единство потребностей и способностей выпускника. Соответственно, результатом деятельности школы станут, с одной стороны, сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны, компетенции выпускника, значимые в социальном окружении и компетентности. Выпускник должен обладать следующими чертами: 1) стремление к позитивной самореализации себя в современном мире; 2) прочные знания по основным школьным предметам обучения; 3) способность самостоятельно добывать знания, способность эффективно работать и зарабатывать, способность полноценно жить и способность нравственно жить в обществе; 4) владение основами мировой культуры; воспринимать себя как носителя общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а также проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей; 5) готовность в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественно-политические достижения государства, чтить государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, принимать активное участие в государственных праздниках; 6) ведя здоровый образ жизни, гражданин России может принести своей стране практическую пользу; 7) умение жить в условиях рынка и информационных технологий, знание компьютерной техники и иностранных языков, готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира; 8) уважительное отношение к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой; 9) наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения, выстраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни; 10) готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования; 11) способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры. 24 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Цели, задачи, идеи и принципы развития МКОУ «СОШ с. Первомайское, а также ее особенности, достижения и проблемы определяют основные направления совершенствования организации педагогического процесса. 4.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии С 1 сентября 2011 года образовательное учреждение осуществило переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения. Это позволило изменить основные требования к содержанию образовательного процесса, а также к условиям его реализации, не забывая при этом, что школа не только должна давать знания, но и серьезное внимание уделять воспитательному процессу. В начальной школе проводятся внеурочные занятия во второй половине дня, во время которых реализуются дополнительные образовательные программы, программы социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме кружков, экскурсий, презентаций проектов, бесед. С 2015 года началось введение ФГОС основного общего образования. Администрация образовательного учреждения и все педагоги начального общего и основного общего образования поэтапно прошли курсы повышения квалификации по ФГОС. Внесены изменения в основную образовательную программу, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в связи с введением ФГОС второго поколения, продолжается поэтапное внедрение стандартов второго поколения в школе. Цель: Обеспечение условий для внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Задачи: 1. Создать комплекс организационно-методических и психологопедагогических условий, обеспечивающий успешный поэтапный переход ОО на освоение ФГОС общего образования второго поколения. 2. Обеспечить единство и преемственность между уровнями общего образования. 3. При переходе к непрерывной системе образования в условиях внедрения ФГОС. 4. Обеспечить реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья. 25 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Мероприятия Приведение нормативной базы ОО в соответствие с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО Приведение основных общеобразовательных программы ОО в соответствие с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО Изучение требований, нормативноправовых документов по введению и реализации ФГОС НОО, ООО, СОО, ФГОС ОВЗ педагогами ОО Организация и проведение независимого мониторинга результатов освоения ФГОС НОО, ООО, СОО (ВПР) Развитие внутренней системы оценки качества образования Сроки Ответственные До августа 2020 Директор ОУ г До августа 2020 Директор ОУ г Постоянно Зам. директора по УВР, ВР По графику Зам. директора Минобрнауки по УВР РФ В течение 2020- Зам. директора 21 учебного по УВР года Создание условий для повышения К 2023 г Зам. директора вариативности образовательных по УВР маршрутов и формирования ключевых компетентностей на основе внедрения новых принципов организации образовательного процесса Разработка и утверждение модели 2020-2021 гг. Зам. директора взаимодействия образовательного по УВР учреждения с учреждениями дополнительного образования детей, культуры и спорта, базовыми предприятиями и организациями в условиях введения ФГОС Обеспечение ОУ УМК при Начало 2020- Библиотекарь введении ФГОС СОО согласно 2021 учебного федеральному перечню года Разработка и реализация плана по Начало 2020- Директор, зам. информированию общественности о 2021 учебного директора по введении ФГОС СОО через средства года УВР массовой информации, сайт школы Проведение экспертизы Октябрь-ноябрь Зам. директора образовательных программ 2020 г. по УВР внеурочной деятельности далее ежегодно Реализация проектно- Ежегодно Зам. директора 26 12 13 14 15 16 исследовательской деятельности обучающихся Активизация деятельности по разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся Обеспечение оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений материального и технического оборудования в соответствии с требованиями ФГОС по УВР В течение 2020- Зам. директора 21 г по УВР Постоянно по Директор мере финансирования Участие педагогов в работе Ежегодно проблемных семинаров по вопросам введения ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования на базе образовательных учреждений города Нижние Серги Подготовка и проведение 1-2 раза в год совещаний, педсоветов, семинаров, консультаций для учителей по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ, ФГОС СОО Анализ внедрения ФГОС ООО и Конец 2024 г ФГОС СОО Директор Директор Администрация 4.2. Повышение качества образования В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на усвоение обучающимися знаний, но и развитие познавательных и созидательных способностей; а также личной ответственности и опыта самостоятельной деятельности. Цель: повышение качества образования через совершенствование учебного процесса, обновление его содержания, использования инновационных технологий обучения и воспитания Задачи: 1. Обеспечить условия для внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс в интересах обеспечения доступного качественного образования 2. Повысить качество результатов ВПР, ОГЭ-9, ЕГЭ-11 3. Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся 4. Разнообразить формы внеурочной деятельности 27 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Мероприятия Создание плана подготовки к ГИА Сроки Ежегодно сентябрь Прохождение курсов повышения По квалификации педагогами школы отдельному графику Мониторинг уровня подготовки Ежегодно выпускников 4х, 9х, 11х, классов на Июнь-июль основе результатов итоговой аттестации Мониторинг качества знаний учащихся Каждое по результатам полугодовых и годовых полугодие контрольных работ Мониторинг образовательных Ежегодно достижений учащихся 4-х классов Апрель начальной школы по ФГОС Май Мониторинг выполнения учебных Ежегодно программ по предметам конец четверти, года Проверка состояния преподавания В течение предметов учебного плана. года Анализ результативности внеурочной Ежегодно деятельности конец четверти Мониторинг результативности учебного Ноябрь, процесса по итогам четвертей январь, (полугодий) и учебному году апрель, май, июнь Мониторинг исследования Сентябрь адаптационного периода обучающихся Октябрь 1-х и 5-х классов Обеспечение проведения независимой По графику оценки качества образования Министерств а 4.3. Ответственн ые Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам. директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. 28 Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда. В школе на протяжении всех лет работы уделялось большое внимание данному направлению. Образовательный процесс организуется через урочную и внеурочную деятельность, сотрудничество с учреждениями социума, правоохранительными органами и силовыми ведомствами, участие в конкурсах различного уровня, проведение митингов, тематических недель и Вахты памяти и другие мероприятия согласно Программе воспитательной работы школы. В системе проводится работа по формированию сознательной дисциплины учащихся, выполнению правил внутреннего распорядка, заложенных в Уставе школы. Задачи воспитания и социализации гражданскопатриотического направления Виды деятельности - сформировать знание о Урочная политическом устройстве РФ, символах и институтах РФ и Свердловской области; - познакомиться с героическими страницами истории России, области; - познакомиться с историей и культурой, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, Внеклассная особенностями быта народов России, области, села Первомайское; - сформировать представление о Формы занятий и мероприятия с обучающимися 1. Мини-проекты по истории, обществознанию и краеведению. 2.Викторины на уроке истории. 3.Тематические уроки истории к памятным датам и событиям российской истории и культуры. 4.Тематические уроки литературы и русского языка. 5. Тематические уроки музыки. 6. Составление бизнес-плана по теме «Экономика». 7.Участие в проведении уроков представителей местных органов власти и правопорядка. 1.Участие во встречах с ветеранами и военнослужащими. 2.Участие во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомство с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры 29 содержании и значении государственных праздников РФ; - познакомиться с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детскоюношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина; - принимать участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества; - принимать участие во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомиться с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. гражданственности и патриотизма. 3.Составление родословных семьи. Внеурочная 1.Классные часы «Уроки мужества». 2.Публичные презентации о славных людях с. Перовмайское, района, области, России, мира. 3.Мероприятия, приуроченные к государственным и национальным праздникам РФ: Дню народного единства, Дню воссоединения Крыма с Россией, Дню Победы. 4. Всероссийский Урок Мира. 5. Встречи и беседы с представителями общественных организаций. Внешкольная 1. Экскурсии по материалам районного, областных музеев. 2. Шефство над памятником Великой Отечественной войны. 3. Участие во Всероссийских Акциях Памяти героев, Великой Отечественной, афганской, чеченской войн. 4. Создание школьного музейного уголка. По данному направлению обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты по трем уровням: когнитивный, ценностносмысловой, деятельностный. Ценностные установки Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и Планируемые результаты воспитательной деятельности 1. Когнитивный компонент: - обучающиеся знают об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии села, района, области, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - знают основные положения Конституции Российской Федерации, символов государства, области, основные 30 правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. права и обязанности гражданина России, школьника; - знают национальных героев и важнейшие события истории России, области, района, села, школы; - знают государственные праздники, их историю и значение для общества; - знают о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. 2. Компонент ценностного отношения: - у обучающихся сформировано ценностное отношение к России, своему народу, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению; - имеется понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины; - сформировано уважительное отношение к органам охраны правопорядка; 3. Деятельностный компонент: - обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; - имеют первоначальный опыт участия в гражданской жизни. Работа по данному направлению будет осуществляться поэтапно: I. Аналитический этап (2020 -2021 гг.). 1) создание рабочей группы педагогов, участвующих в реализации Программы работы по гражданско-правовому воспитанию и обучению учащихся; 2) проведение мониторинга среди учащихся, учителей, родителей по проблеме прав ребенка, ответственности несовершеннолетних, изучении их запросов; 3) выработка рекомендаций по реализации межпредметной системы по гражданско-правовому образованию и воспитанию. II. Этап реализации модели гражданско-правового воспитания и образования в школе (2021-2023 гг.). 1. Отработка модели системы гражданско-правового образования и воспитания в школе; 2. Проведение промежуточной диагностики уровня правовой культуры учащихся; III. Рефлексивно-оценочный этап (2024 - 2025 гг). 1. Анализ итогов работы по данному направлению 31 2. Корректировка модели гражданско-правового образования и воспитания в школе 3. Обобщение и распространение опыта по инновационной деятельности 4.4. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения Сохранение и укрепление здоровья школьников – один из главных вопросов развития современной школы. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Деятельность школы по данному направлению включает в себя ряд ключевых моментов: - внедрение комплекса мер по организации здоровьесберегающей среды для детей в ОО, позволяющей обеспечивать их гармоничное развитие и повышать качество воспитательно-образовательной работы; - совершенствование организации питания детей в ОО; - организация совместных мероприятий здоровьесберегающей и здоровье формирующей направленности; - разработка и внедрение программы оказания всесторонней помощи семье в укреплении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни. Цель: Формирование у школьников всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. Задачи: 1. Формирование у школьников понимания необходимости разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своём развитии. 2. Создание благоприятных условий жизнедеятельности школы для саморазвития, самосовершенствования личности и повышение уровня здоровья учащихся. 3. Привитие учащимся традиций бережного отношения человека к собственному здоровью. 4. Вовлечение учащихся в активную внеклассную деятельность по пропаганде здорового образа жизни в семье и среди сверстников. № 1 Мероприятия Проведение мониторинга состояния физического развития детей и влияние учебной нагрузки на их здоровье. Сроки Ответственные реализации 2020-2021 гг Зам. директора по УВР 32 2 3 4 5 Развитие системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья детей. Осуществление индивидуальнодифференцированного подхода к учащимся на уроках физкультуры. Осуществление контроля выполнения санитарногигиенического режима школы. Организация и проведение Дня Здоровья Повышение квалификации педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий и формированию навыков здорового образа жизни 7 Развитие системы информированности о спортивных достижениях школы: оформление стенда; создание компьютерного банка данных о спортивных достижениях школы 8 Работа пед. коллектива по сохранению зрения у учащихся (замена освещения в кабинетах, проведение физ. минуток для глаз). 9 Работа по профилактике травматизма в школе (организация перемен, работа с родителями, организация дежурства учителей). 10 Организация полноценного питания в школьной столовой. 11 Участие во внедрении физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» 6 Ежегодно Классные руководители Постоянно Учитель физической культуры 2020-2025 гг Постоянно Директор школы 2020-2025 гг Педагог-организатор, учитель физической культуры, классные руководители Зам. директора по УВР, педагогорганизатор 2020-2025 гг 2020-2025 гг Зам. директора по УВР 2020-2025 гг Директор, педагоги 2020-2025гг Администрация, классные руководители 2020-2025 гг Директор школы 2020-2025 гг Учитель физической культуры В рамках ВШК проводится мониторинг по следующим направлениям: - физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров, двигательная активность); 33 - психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие познавательных процессов, самооценка); - социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности). При оценке физического здоровья учащихся учитываются следующие показатели: состояние здоровья по медицинским показателям (рост, вес, зрение, слух), физический энергопотенциал, количество пропусков уроков по болезни, степень готовности к здоровому образу жизни. Мониторинг уровня здоровья педагогов: данные ежегодных медицинских осмотров, анкетирование, психологические тесты. Ожидаемые результаты: 1. Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся; 2. Рост личностных и спортивных достижений. 3. Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей; 4. Рост комфортности субъектов образовательного процесса. 4.5. Развитие информационной среды школы Одним из направлений модернизации школы является создание условий для повышения информационно – коммуникативной грамотности, как педагогов, так и учащихся. В рамках данного направления в школе реализуются образовательные программы по информатике и ИКТ для учащихся, организованы элективные занятия и внеурочная деятельность по данному направлению. Активно используются информационнокоммуникационные технологии в обучении. Программа развития предусматривает расширение сфер использования ИКТ в школе. Цели: 1. Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы. 2. Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы. Задачи: 1. Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации. 2. Использование информационных систем для повышения эффективности управленческих решений. 3. Широкое внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. 4. Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов школы. 5. Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах. 34 № 1 2 3 4 5 Мероприятия Ответствен ный исполнител ь Сроки реализации Ожидаемый результат Разработка концепции информационного обеспечения образовательного процесса, разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы Директор, 2020-2025 гг зам. директора по УВР Концепция информационно го обеспечения образовательно го процесса Зам. 2020-2025 гг директора по УВР Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации Ведение школьного делопроизводства в электронном виде Расширение возможностей школьного сайта для полного информирования населения о деятельности школы Директор Владение ПК педагогами и учащимися в соответствии с ФГОС и современными требованиями законодательств а и социума Организация и проведение КПК 2020-2022 гг Директор, 2020-2025 гг делопроизво дитель Директор, В течение зам. года директора по УВР, учитель информатики Создание компьютерной базы Расширение Информирован ности участников ОП с целью наиболее полной реализации прав граждан на 35 6 Ведение электронных журналов и дневников. 7 Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов Администра 2020-2025г ция, педагоги Директор, постоянно учителя информатики образование электронные журналы Программное обеспечение в соответствии с требованиями ФГОС и законодательств а Ожидаемые результаты: 1. Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательной программы школы. 2. Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях информационного общества. 3. Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов. 4. Расширение информированности участников образовательного процесса с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование. 5. Активное использование медиа – ресурсов на каждом предмете и во внеурочной деятельности. 4.6. Инклюзивное образование в школе Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики школы. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования. Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. 36 Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний, тем более, что реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами образования является важнейшей составной частью программы их комплексной реабилитации, направленной на максимальную реализацию личностного потенциала детей и их полноценное вхождение в общество. Цель работы по данному направлению в школе: создание условий для инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения. Задачи: Создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности. Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями. Разработка нормативно-правовой базы по проблеме. Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультативного, социально-трудового направлений деятельности. Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме. Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования. В работе с семьей: Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений; Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности. Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации. Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии. В работе с педагогами: Создать условия для повышения квалификации педагогов по проблеме инклюзивного образования. Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности. Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме. Ожидаемые результаты: 37 Разработка модели инклюзивного образования и эффективное её функционирование в образовательном учреждении. Оценка результативности: Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы) Результаты диагностики: - развития детей, - уровня детско-родительских отношений, - личностного развития учащихся и педагогов (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности). Востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов). Повышение рейтинга учреждения. Эффективность работы будет оцениваться по следующим критериям: реализация индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка; активное включение в образовательный процесс всех его участников; междисциплинарный подход; вариативность образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с семьей; динамическое развитие образовательного учреждения. № Мероприятия 1 2 3 4 Сроки Ответственн ые Администрац ия Обеспечение права граждан на выбор 2020-2025 формы получения образования детей с гг ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, через создание соответствующих условий (индивидуально в школе, в малой группе в школе, индивидуально на дому, комбинированно, дистанционное обучение, инклюзивные классы) Повышение квалификации педагогических 2020-2025 Зам директора и управленческих кадров для реализации гг , по УВР федеральных государственных по мере образовательных стандартов общего необходимо образования для детей с ОВЗ сти Адаптация инструментария реализации 2020-2023 Зам директора модели общероссийской системы оценки гг по УВР качества общего образования и обеспечение комплексного электронного мониторинга качества образования в условиях школы, обучающей детей с ОВЗ Развитие системы дистанционного 2020-2025 Директор образования обучающихся с гг 38 ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов 5 Разработка, апробация и внедрение моделей оценки качества работы общеобразовательного учреждения по социализации личности 6 Развитие системы поиска и поддержки одаренных детей с ослабленным здоровьем 7 Обеспечение закупки оборудования в целях оснащения релаксационных зон (сенсорной комнаты, комнаты психологической разгрузки) 8 Модернизация образовательного пространства в рамках реализации программы «Доступная среда» 9 Развитие и оптимизация условий и форм деятельности, способствующих оздоровлению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 10 Создание условий для внедрения современных инновационных технологий физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 11 Обеспечение школьников с ОВЗ горячим питанием и проведение мониторинга организации школьного питания 2020-2024 гг Зам директора по УВР 2020-2024 гг Зам директора по УВР По мере Директор финансиров ания 2020-2021 гг Администрац ия 2020-2022 гг Администрац ия 20202023 гг Администрац ия 2020-2025 гг Директор Формами оценки эффективности может быть как административный контроль, так и самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником педагогического процесса. Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии Критерии Реализация индивидуально го подхода к детям Обеспечение условий для самостоятельн ой активности ребенка Показатели Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, Индикаторы Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей. Методические рекомендации по психолого39 обеспеченной наблюдающей позицией взрослого педагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями. Активное Командные формы выработки Функционирование в школе включение в и принятия организационных разнообразных командных образовательн решений: форм работы ый процесс междисциплинарные команды, всех его собрания, командные участников тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей Междисциплин Междисциплинарное Наличие специалистов. арный подход проведение и обсуждение Циклограмма проведения диагностики, составления междисциплинарных и реализации ИОП консилиумов, формы фиксации результатов обследования и рекомендаций. Вариативность Вариативные образовательные Квалификация специалистов в организации программы, приемы, методы – наличие образования по процессов образования, вариативная разным методам работы, в обучения и образовательная среда том числе и с детьми с ОВЗ, воспитания методических, дидактических пособий, обеспечивающих образовательный процесс Партнерское Организация партнерских Наличие договора с взаимодействи форм взаимодействия с родителями с приложением о е с семьей семьей, участие родителей в конкретной программе жизни школы, консультации действий. родителей по волнующим их вопросам Динамическое Выстраивание Соответствие качественного развитие образовательного процесса в состава контингента детей, образовательно соответствии с потребностями штатного расписания, й модели детского контингента, методической базы и инклюзивного изменение образовательных предметно-развивающей пространства условий в связи с среды. Применение новых школы диагностикой технологий в соответствии с образовательных потребностей выявленными потребностями детей. 40 Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам. 4.7. Развитие системы государственно-общественного управления Роль государственно-общественного управления в образовании с каждым днем становится все значимее. Каждый коллектив образовательной организации реализует свою модель школы. В Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области образования определен демократический, государственнообщественный характер управления образованием. Действительно, закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения. Цель: развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса. Основные задачи: 1. Разработка и реализация модели государственно-общественного управления в образовании. 2. Повышение эффективности управления школой с разграничением полномочий между учредителем и образовательным учреждением, между директором и Управляющим советом для обеспечения реализации принципа государственно-общественного управления. 3. Формирование консолидированного заказа на оказание образовательных услуг. 4. Активное привлечение педагогов, обучающихся и родителей к участию в управлении образовательным учреждением. Развитая система государственно-общественного управления является необходимым условием повышения доступности и качества образования. № п/п 1 2 3 Мероприятия Анализ нормативно-правовых актов школы по ГОУ, внесение необходимых изменений Внесение корректив в планы работы школы Совета школы, Совета обучающихся Разработка подпрограмм работы Сроки Ответственные 2020-2025 гг Директор 2020-2025 гг Администрация 2020-2021 Администрация 41 4 5 6 7 8 9 10 согласно Программе развития школы Проведение обучающих семинаров с членами Совета школы (по законодательству РФ, региональным и муниципальным нормативно-правовым документам) Проведение заседаний Совета школы с приглашением заинтересованных сторон по проблемным вопросам развития образовательного организации Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах. Публикация ежегодного информационного доклада школы об итогах учебного года и его представление родителям учащихся. Совершенствование содержания сайта школы в сети Internet и поддержание его актуальности. Проведение общественной экспертизы эффективности систем государственнообщественного управления Прогнозирование перспективных направлений развития государственнообщественного управления. Обобщение работы органов ГОУ гг 2020-2022 гг Администрация 2020-2025 гг Директор, председатель Совета школы 2020-2025 гг Администрация 2020-2025 гг Директор 2020-2022 гг Директор 2020-2022 гг Администрация 2021-2025 гг Директор Критерии оценки работы школы по данному направлению: Система общественного наблюдения (контроля) за проведением процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии единого государственного экзамена, контрольных и тестовых работ для учащихся школы, аттестации администрации школы, за деятельностью аттестационных, конфликтных и иных комиссий. Функционирование системы государственно-общественного управления в части распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников школы; Публичная отчетность школы в форме докладов, процедурах его утверждения, презентации и оценки. Ожидаемые результаты: Создание оптимальной организационно-управленческой структуры школы; 42 Включение в единое информационно-образовательное пространство всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, обучающихся, родителей, общественности. Создание положительного имиджа школы среди общественности. Возможность школе динамично и гибко реагировать на изменение образовательных запросов местного сообщества, акцентируя внимание на основные приоритеты в системе образования на период до 2022 года. 5. СИСТЕМА МЕР ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ходе деятельности по реализации Программы развития допустимы риски и неопределенности. Виды рисков Пути минимизации рисков Нормативно-правовые риски Неполнота отдельных -Регулярный анализ нормативнонормативно— правовой документации на предмет ее Правовых документов, актуальности, полноты, соответствия предусмотренных на момент решаемым задачам. разработки и начало внедрения - Систематическая работа руководства Программы. с педагогическим коллективом, Неоднозначность толкования родительской общественностью по отдельных нормативно-правовых разъяснению конкретных нормативнодокументов, регламентирующих правовых актов, регламентирующих деятельность и ответственность деятельность в школе и содержание субъектов образовательного образовательного процесса в целом процесса школе в целом Финансово-экономические риски -Недостаточность бюджетного Своевременное планирование финансирования бюджета школы по реализации программных мероприятий, внесение корректив с учетом реализации новых направлений и программ, а также инфляционных процессов. Участие в проектах - Систематическая работа по расширению партнерства, по выявлению дополнительных финансовых влияний Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора) -Недостаточность Систематическая работа по профессиональной обновлению инициативы и компетентности у внутриучрежденческой системы отдельных педагогов по внедрению повышения квалификации. 43 инновационных образовательных технологий. неготовность молодых специалистов работать в школе. - недостаточная инициатива участия в различных конкурсных мероприятиях -Разработка и использование эффективной системы мотивации включения педагогов в инновационные процессы. - Психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогов с недостаточной коммуникативной компетентностью Ресурсно-технологические риски - Неполнота ресурсной базы для Систематический анализ реализации направлений, достаточности ресурсной базы для подпрограмм и мероприятий реализации всех компонентов Программы; Программы. - Участие педагогов и всего образовательного учреждения в международных, федеральных, региональных проектах и в грантовой деятельности для расширения возможностей развития ресурсной базы. 6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 1. Инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям федерального законодательства, СанПиНов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию образовательного процесса. 2. Оснащение кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. 3. Доступность не менее 95 % учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам. 4. 100% педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям. 5. Не менее 80% педагогов работают по инновационным образовательным технологиям. 6. Не менее 35 % педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психологопедагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.). 7. 100% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы сопровождения детей с ОВЗ. 44 8. Реализация федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на всех ступенях обучения, реализация ФГОС с ОВЗ. 9. 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и проходят государственную итоговую аттестацию. 10. 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью. 11. 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физкультурой и спортом. 12. Успешная реализация инклюзивного образования в школе. 13. Большинство учащихся школы включены в исследовательскую и проектную деятельность. 14. В школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития). 15. Не менее 50% родителей (законных представителей) включено в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.). 7. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 1. По каждому из направлений будут созданы проблемные творческие группы, ответственные за его реализацию. 2. Функция общей координации реализации программы выполняет – Педагогический совет школы. 3. Мероприятия по реализации целевых программ являются основой годового плана работы школы. 4. Вопросы оценки хода выполнения программы, принятия решений о завершении отдельных подпрограмм, внесения изменений в программу решает Педагогический совет школы. 45